dejivu (dejivu) wrote in angloponia,
dejivu
dejivu
angloponia

Categories:

Чарльз Людвиг (Лютвидж) Доджсон/Алиса Плезенс Лидделл.




Впервые об их возможном романе я услышала… от бабушки. Ага. Когда мне было девять, я увлекалась шахматами, в частности – построением партии по примечаниям из «Зазеркалья». Сюжет и смысл меня вообще не взволновали, как и всех, без исключения, знакомых детей. Ещё бы. Только в спецшколе, где нам пришлось читать «Алиску» в оригинале с кучей пояснений, до меня дошло, что для того, чтобы балдеть от этой книги, нужно быть «родом из той эпохи». Современная Алиса встретила бы вместо Чеширского кота/Чеширского круглого сыра/Чеширского Кэрролла – какую-нибудь фиолетовую корову Милку. Вместо братьев Труляля и Траляля – M&Ms ов. Вместо Шалтая-Болтая – бычка, который «сейчас я упаду». Кэрролл, славившийся своими сатиристическими статьями, откровенно стебался в «Алисе», в особенности - с правил колледжа, с «время пить чай», с «ты знаешь, сколько стоит его время?» и многого прочего. Его Алиса рациональна до кончиков волос, играет по своим правилам и критикует любое проявление безумия. Как и он сам. Альтер – эго? Похоже, что да.
Итак, Чарльз родился в Чешире 27 Января в 1832 году. В 12 лет его послали учиться в маленькую частную школу в близлежащем Ричмонде, где ему весьма понравилось. Но в 1846 юного Доджсона перевели в школу Регби, в которой ему пришлось очень трудно. Чарльз покинул Регби в 1849, а затем поступил в Оксфорд, в колледж Крайст-Черч, где раньше учился его отец. Доджсон не очень хорошо учился в колледже, часто отвлекался. В 1852 Чарльз сдал первый публичный экзамен, после чего был номинирован на стипендию старым другом своего отца − каноником Эдвардом Паси. Позднее Доджсон завалил другую стипендию, так как, по собственному признанию, не мог заставить себя заниматься. Но из-за своего потрясающего математического таланта он выиграл должность лектора. Таким образом, он устроился на работу в Крайст-Чёрч (англ. Christ Church, русск. Церковь Христа) — один из самых крупных аристократических колледжей Оксфордского университета. 26 последующих лет он читал там математические лекции, которые его неплохо кормили. Кстати, на этот колледж можно полюбоваться в фильмах про Гарри Поттера. Помните мегастоловую? Кроме того, «Золотой компас» тоже может похвастаться кадрами, отснятыми здесь.
В 1856 Чарльз впервые опубликовался под псевдонимом, под которым впоследствии прославился. Это была поэма "Одиночество", которую Чарльз отправил в журнал "The Train" от имени Льюиса Кэрролла. Псевдоним основывался на настоящем имени Доджсона: Льюис − это англицизированная форма имени "Людовик", латинского "Лютвидж", а Кэрролл − англицизированная форма Кэролуса, латинского "Чарльз".
Льюис Кэрролл (англ.) = Лютвидж Чарльз (лат.)
Алиса родилась 4 Мая 1852. После рождения Алисы, её отец был назначен на пост декана Крайст-Чёрч, и в 1856 году семейство Лидделл переехало в Оксфорд. Алиса росла в обществе двух сестёр — Лорина была старше на три года, а Эдит была младше на два. Итак, Чарльз решил познакомиться с новым главой колледжа. Он стал посещать Декана время от времени, чтобы обсудить всякие там воспитательные процессы. В Апреле 1856 он со своим закадычным другом, медиком Рэджинальдом Саути (крайний слева (^_^)),

пытался сфотографировать Собор.
Это был первый раз, когда Чарльз встретил двух дочерей Декана (Алису и Эдит, четырёх и двух лет соответственно от роду). Он пытался их сфотографировать, но это оказалось совершенно невозможно. Дети были абсолютно неугомонны.
У сестёр Лидделл была гувернантка Мисс Мэри Прикетт, которая организовывала занятия и игры, а также обучала девочек хорошим манерам. Алиса обучалась дома. Когда она стала старше, её основными предметами стали французский язык и искусство.
Декан и его жена часто бывали за границей, в надежде укрепить здоровье. Они проводили зимы на островах Мадейры. Дети оставались на попечение гувернантки. Доджсон часто посещал детей Лидделла и развлекал их в эти месяцы. Он учил детей таким забавам, как шахматы, карточные игры, крокет. Он придумал новую версию игры, которую назвал – «Королевский Крокет». Когда дети подросли, развлечения стали более волнующими с прогулками вокруг колледжа и Оксфорда.
4 Июля 1862 Доджсон (30 лет) взял Алису (10 лет), Лорину и Эдит с Преподобным Робинсоном Дюквортом в путешествие на лодке. Алиса попросила Чарльза сочинить историю для неё и сестер. Доджсон, которому и раньше приходилось рассказывать детям Лидделла сказки, придумывал события и персонажей на ходу. История так понравилась Алисе Лидделл, что она попросила рассказчика записать её. Доджсон обещал, но все равно напоминать пришлось несколько раз. На Рождество 1864, два с половиной года спустя, Алиса получила подарок – манускрипт, рукопись (первая и далеко не последняя версия Чарльза о Стране Чудес).
Друзья Доджсона настояли на том, чтобы он переписал историю, убрал намёки, которые могли бы идентифицировать Лидделов и Оксфорд, а также добавил бы новые эпизоды такие, как Сумасшедшее Чаепитие. Приключения Алисы были впервые опубликованы в июле 1865 и проиллюстрированы Джоном Тенниелом, извесным карикатуристом сатиристического журнала Панч (Punch): Чарльз послал Тенниелу фото другой своей подружки, Мэри Хилтон Бэдкок, в качестве модели для иллюстраций.


Появилась Алиса, какой её мы знаем

Тенниелу не понравилась первая публикация и он отозвал её. Книга была перепечатана и опубликована в Декабре 1865.
Сказка так понравилась 46-летней королеве Виктории, что она попросила следующую книгу посвятить ей. И Чарльз посвятил… книгу по математике.
**********************
Кстати, через два года, в 1867 году, в свои 35 лет Чарльз посетил Россию, о чём поведал в «Дневнике путешествия в Россию». Александр СЕДОВ в своём ЖЖ http://alek-morse.livejournal.com/30853.html комментирует данное произведение так:
«Он поехал налегке, не нагружая себя знаниями.
…………………………………………..
Коротко говоря, это была служебная командировка. Чарльз Доджсон (который нам известен как Льюис Кэрролл) и его старший коллега по Оксфорду преподобный Генри Лиддон (dejivu: я зову его Лидделл – папа Алиски) были посланы в Россию со специальным заданием – налаживать диалог с иерархами православной церкви (в воздухе витали идеи об объединении Западной и Восточной церквей). 12 июля 1867 г. они покинули Лондон. По пути заглянули в Брюссель, Кёльн, Данциг и Кенигсберг, а 27 числа прибыли в Петербург, потом были Москва и Нижний Новгород. Таковы факты, к которым можно добавить, что «Дневник» при жизни Кэрролла не издавался, а первая публикация состоялась только в 1935 году.
«Мы выбрали Москву, - пишет он в дневнике, - Отчаянная мысль для человека, ни разу не покидавшего Англию».
…………………………………………….
С точки зрения литературной хронологии Льюиса Кэрролла, его «Дневник» (1867) помещается как сыр в двойном бутерброде – между визитом Алисы в Страну Чудес (1865) и её похождениями в Зазеркалье (1871). Зная об этом, читатель заранее предвкушает чудесные приключения Кэрролла в стране, так мало похожей на Англию. Однако в путевых заметках трудно разглядеть какие-либо авантюрные намерения автора (он не прыгает в норы, не ходит на голове и не разговаривает с гусеницами). В каждой строчке он – смиренный наблюдатель. Ведь формально путешествует не Кэрролл, а Доджсон – учитель математики из Оксфорда, лицо духовное.
…………………………………………..
И всё же Ч. Доджсон не был бы Л. Кэрроллом, если бы, всю дорогу, не фиксировал странное – «гротескные» (grotesque) православные обряды и церкви с башенками, похожие то на выдвинутые телескопы, то на обеденный судок. Как естествоиспытатель он попробовал shchi, soop, kotletee, а pirashkee предпочёл запить кофе (о зеркальном молоке не упомянуто). Он пытался записать самое длинное русское слово латиницей, видел как «расшибают лбы» православные прихожане, слышал пение муэдзина, сумел у кучера отвоевать десять копеек, изумлялся каскаду фонтанов в Петергофе и картинам русских художников в Эрмитаже.
…………………………………………..
«21 августа, среда… Вскоре после завтрака к Лиддону пришел граф Pontiatine, который услышав, что мы раздумываем о том, чтобы попытаться посетить Эрмитаж, чрезвычайно любезно вызвался повести на туда… Мы увидели отдел галереи, который пропустили в прошлый раз и который представлял особый интерес – «Ecole Russe» (Русская школа, с франц.)… Возможно, самая поразительная из всех русских картин – это морской пейзаж, недавно приобретенный и еще не получивший номера; она изображает шторм: на переднем плане плывет мачта погибшего корабля с несколькими уцелевшими членами команды, цепляющимися за неё, сзади волны вздымаются как горы, и их вершины обрушиваются фонтанами брызг под яростными ударами ветра, в то время как низкое солнце сияет сквозь более высокие гребни бледно-зелёным светом, который совершенно обманчив, в том смысле, что, кажется, будто он проходит сквозь воду. Я видел, как этот эффект пытались воспроизвести на других картинах, но никому не удавалось это сделать с таким совершенством».
Льюис Кэрролл лицом к лицу столкнулся с художником Айвазовским, правда, посредством картины, не лично (Айвазовский был в Феодосии), но или не спросил, или не запомнил фамилии.
…………………………………………..
Наконец, английский писатель отнесся чрезвычайно легкомысленно к встрече с Львом Толстым. В дневнике за 23 августа мы читаем: «Мы посвятили день различным занятиям. Встретились с секретарем графа Толстого (граф в отъезде) и посетили Троицкую церковь и Успенскую – обе очень красиво украшены».»
**********************
Эх. Всё-таки жаль, что Доджсон не доехал до Феодосии. А там сейчас такой шикарный музей Айвазовского. Огромное количество прекрасных картин. Настоятельно рекомендую! Отвлеклась…

А что же Алиса? Её отрочество и юность совпали с расцветом творчества прерафаэлитов (предшественников модерна). Она занималась рисованием, а уроки живописи ей давал Джон Рёскин, знаменитый художник и наиболее влиятельный английский художественный критик XIX века. Рёскин находил у неё большие способности, она сделала несколько копий его картин, а также картин его друга Уильяма Тёрнера, великого английского живописца. Позже Алиса позировала Джулии Маргарет Камерон — фотохудожнице, тоже близкой к прерафаэлитам, чье творчество относят к золотому веку английской фотографии.
В юности Алису связывали романтические отношения с младшим сыном королевы Виктории, Принцом Леопольдом.
А ещё Алиса с сёстрами путешествовала по Европе.
Что же касается Доджсона, то фотография открыла ему доступ в высшее общество − среди его моделей оказались поэт Альфред Теннисон, ученый Майкл Фарадей, и многие другие известные викторианцы. Однако в 1880 Доджсон вдруг бросил занятия фотографией, несмотря на то, что у писателя уже была собственная небольшая фотостудия, да и хобби этому он к тому времени посветил добрые 24 года.
А Алиса в том же 1880 году, в 28 лет, вышла замуж за 28-летнего Рэджинальда Харгрэйвса или Харгривса (как у нас переводят), ученика Чарльза, профессионального игрока в крИкет. Её свадебное платье украшала брошь, подаренная Принцом Леопольдом.
Через год Чарльз бросил преподавание (финансовое положение позволяло) и посвятил себя писательской карьере. Опубликованные через 8 лет «Сильвия и Бруно» не имели такого успеха, как «Алиса». Странно. ИМХО, пиара не хватило.
Последний раз Алиса встретилась с Чарльзом Доджсоном в 1891 году (ей – 39, ему – 59) , когда вместе с сёстрами навестила его в Оксфорде. Через 7 лет, не дожив 2-х недель до своего 66-летия, 14 января 1898 года, Доджсон умер от пневмонии в доме своей сестры.
У Алисы было трое сыновей (Алан, Леопольд и Кэрил, первые два были убиты на Первой Мировой) . Принц Леопольд назвал свою первую дочь – Алисой и стал крёстным папой для сына Алисы – Леопольда.
Алиса продала рукопись «Приключений под землёй» на аукционе Сотби в 1928 за 15 400 фунтов (огромную сумму). В 1932 в 80 лет у неё было путешествие в США, Колумбийский Университет. Там её наградили за вклад в литературу. Через два года, 16 ноября 1934, она умерла. Рукопись же некоторое время находилась в США, а потом была подарена народу Британии в 1946-м и теперь находится в Британской библиотеке.
А теперь немного мифологии.
Миф № 1. Доджсон – педофил.
Он дружил с многими девочками, отмечал, что «девочки лучше, чем мальчики». Вёл с ними презабавную переписку, в которой рождались новые мини-сказки. Кроме того, он фотографировал некоторых девочек, с разрешения матерей, в обнажённом виде.
НО. В викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными, словно новорожденные младенцы.
В пользу Чарльза говорит и тот факт, что ни одна девочка (даже те, кто ходили к нему в гости с разрешения родителей и оставались с ним наедине), так вот, ни одна девочка не упомянула о том, что Доджсон вёл себя с ними неподобающе. Хотя их, уже пожилых, об этом подробно расспрашивали товарищи журналисты в прогрессивном 20-м веке.
В общем, если у Чарльза и роились в голове гнусные мыслишки, он нашёл в себе силы закопать их так далеко, что даже если спиритический сеанс провести – всё равно он не признается ни себе, ни тем более нам в каких бы то ни было нехороших наклонностях.
А с другой стороны? В Лондоне детские публичные дома существовали еще в 18-м веке, девочки, содержавшиеся в них обычно были 14-15 летнего возраста. В первой половине 19 века появились двенадцатилетние проститутки с окраин больших городов, которых родители посылали зарабатывать на жизнь. Тогда борделей в Лондоне было больше, чем сейчас, там же, Макдональдсов. Если бы Чарльзу действительно припекло, ему не было смысла приставать к знакомым девочкам. Он бы пошёл в бордель – обычное дело для джентльмена, жившего в 19-м веке.
В "Сильвии и Бруно" есть строки, в которых звучит глубоко личная нота, бьется страстное чувство, единственное, на которое, судя по всему, был способен Кэрролл. Рассказчик, в котором нетрудно узнать Чарлза Доджсона, вспоминает, что только единожды в жизни он созерцал совершенство. "...Это было на выставке в Лондоне; пробираясь сквозь толпу, я вдруг столкнулся, лицом к лицу, с ребенком неземной красоты". Этого ребенка Кэрролл искал без устали. Но я уверена, что это был... профессиональный интерес фотографа - портретиста. Если бы он фотографировал птичек и искал встреч с ними самым маньячным образом - не думаю, что у кого-нибудь язык бы повернулся назвать его извращенцем. А так, пожалуйста... Если фотограф находит, что маленькие девочки идеально смотрятся в кадре, (ИМХО: как и кошки), значит его сразу же нужно обозвать педофилом. Фрейдистам-юнгистам и в поедании банана мерещится секс.
"В поход за моделями" он брал с собой чёрный саквояж, в котором лежали головоломки и прочие необычайные подарки, которыми он надеялся их заинтересовать. Он даже всегда имел при себе запас английских булавок, чтобы девочки могли подколоть свои платья, если им захочется вдруг побродить по краю прибоя. Нередко знакомство начиналось какой-нибудь забавной шуткой. Однажды, когда он рисовал у моря, мимо прошла маленькая девочка, с которой ручьем текла вода (она упала в набежавшую волну). Кэрролл оторвал краешек промокашки и сказал:
- Разрешите предложить? Чтобы вы могли промокнуться...

Миф № 2. Доджсон делал предложение Алисе, когда она была ещё ребёнком.
Лидделлы, Доджсоны это отрицали. Идею питали три факта:
1.Прекращение общения между Лидделлами и Доджсоном с июня по декабрь 1863-го.
2.Вырванные страницы в дневнике Чарльза за июнь 1863-го.
3.Записка, найденная в доме Доджсонов, написанная вероятно рукой одной из племянниц Чарльза, Виолеттой или Менеллой: "L.C. learns from Mrs. Liddell that he is supposed to be using the children as a means of paying court to the governess — he is also supposed soon to be courting Ina" – «Госпожа Лидделл (мать Алисы) намекнула Кэрроллу, что быть может, он использует общество детей, чтобы ухаживать за гувернанткой. Но ведь он собирается делать предложение Ине» (Лорине, 14 - летней старшей сестре Алисы).
Против мифа работают следующие факты:
1. Записка может быть фальсификатом. Или просто предположением его родственников с буйной фантазией.
2. Декан с Доджсоном вообще часто ругались. Первый настаивал на том, чтобы второй принял сан. А Чарльзу идея не нравилась потому, что во –первых, он сильно заикался и его смущала мысль о чтении проповеди. (А лекции читать, стало быть, не стеснялся?) Во-вторых, Доджсон был одержим театром и дружил с актрисами, а походы в театр у священников были крайне нежелательны. В-третьих, как писал Чарльз в своих дневниках, он «слишком грешен», чтобы принимать сан.
Но если бы Чарльз действительно сделал предложение одной из сестёр, Декану был бы выгоден такой брак. Он не был бы против. Договор о браке «лет через пять» был обычным делом. А огромная разница в возрасте не считалась чем-то экстраординарным.

++++++++++++++++++++++++++++
Моё личное ИМХО. Девочки Лидделлов практически не общались с молодыми мужчинами. Я уверена 100%, что они ВСЕ испытывали к симпатяге Чарльзу, как единственному объекту воздыхания, романтические чувства. Флиртовали с ним, ревновали друг друга, ругались между собой «кому он достанется». Кто знает, что за спектакль они устроили своим родителям, когда узнали, что Чарльз делает предложение их гувернантке или одной из них? Кончено, может быть всё наоборот. Может, одна из сестёр (или гувернантка) наотрез отказалась выходить за него замуж (Допустим, мотивируя отказ тем, что остальная женская половина возненавидит её). Обидчивый Чарльз расстроился и исчез на полгода.
Так. Подождите. Декану Чарльз нравился, сёстрам и гувернантке – тоже. Остаётся…Маман. Шерше ля фам. Да…Она могла прицепиться. К тому, что он заикается, например…Или к тому, что он два раза сознание терял, мучился от мигреней, и врачи ставили ему диагноз «височная эпилепсия». Зачем ей такой больной зять => больные внуки? Кроме того, известно, что миссис Лидделл чувствовала что-то необычное во внимании Кэрролла к ее дочери и всячески старалась положить этой дружбе конец; позже она сожгла все его ранние письма к Алисе. В дневнике Кэрролла - 28 октября 1862 г. - находим загадочное упоминание о том, что он в немилости у миссис Лидделл "из-за истории с лордом Ньюбери".
Ещё вариант. Декан (или его жена) сам стал намекать Чарльзу о том что, а не пора ли тебе сделать предложение, друг мой, одной из дочерей моих – выбирай любую, или хотя бы гувернантке. На что вечный себякопатель Доджсон ответил, что он эпилептик, заика, «не готов к семейной жизни» и прочая. А потом…сбежал на полгода из боязни, что его, заядлого холостяка, женят.:)
Ещё одно ИМХО. А может Чарльз попросил у родителей сестёр разрешения сфотографировать девочек без одежды? Ведь многие соглашались...А Декан с женой учинили скандалЪ…
Кто знает? Может Кэрроллу действительно нравилась Лорина, старшая сестра Алисы?

Обратите внимание, кого он нарисовал в своей первой рукописи, когда ещё не думал, что сказка будет опубликована:

Получается, у одной он взял имя, у другой – внешность (чтоб не обидно было)…
А когда его попросили убрать из сказки все сходства с семьёй Лидделлов, он оставил только имя. Алиса…
А может всё вообще намного прозаичнее.
Согласно дневникам Доджсона, весной 1863 года он показал незаконченную рукопись истории (4 главы) своему другу и советчику Джорджу Мак-Дональду, детям которого она очень понравилась. Макдональд посоветовал издать рукопись. Рукопись стала расти. И предстала перед Алисой только...через полтора года, в ноябре 1864-го. Стало быть, Чарльз пропал из-за того…что писал. Писал «Алису в Стране Чудес»! Все Авторы знают. Чтобы Создать, нужно Исчезнуть. Из этого мира. На время. Например, на целую ночь, чтобы написать этот длиннющий пост… А Вы, как думаете, товарищи Англопонцы?
Напоследок, ещё одна теория. В 1863 году Чарльз довольно близко (и часто) общался с 15-летней актрисой Эллен Терри, которая стала ведущей актрисой Шекспировского Театра и 20 лет играла там главные роли...
Эллен была на сцене с 9-и лет, а в 17 вышла замуж за художника Джорджа Фредерика Уотса, который был на 30 (!) лет старше своей невесты. Сестра жениха - фотограф Джулия Кэмерон, которая снимала и Алису Лидделл, и Эллен Терри.
Эллен Терри (Фото Джулии Кэмерон)

Брак длился 10 месяцев. Позднее она была в долгой связи с известным архитектором Эдвардом Уильямом Годвином, от которого родила дочь и сына, Эдварда Гордона Крэга (который с Айседорой Дункан и Станиславским ставил «Гамлета» во МХАТе (1911)).
Чарльз тоже снимал Эллен:

Дальше - сын Эллен и сам Чарльз. Выводы делайте сами :)



Папа Алисы


О! Алиса, наверное, пошла за кроликом...


Алиса с Лориной на качелях


Алиса в профиль


Похоже, первая попытка студийной фотографии Алисы


Алиса с сёстрами


Алиса типа спит


Лорина и Алиса в китайских костюмах


Самая знаменитая фотка и она же - самая скандальная. Алиса в роли нищенки


Фота носит название: "Открой-ка рот". Лорина кормит Алису.


ВИА "Музы во плоти"


Любимое фото Кэролла - Доджсона (по его признанию) - Алиса в венке


Фотограф - Джулия Маргарет Кэмерон. Алиса -"Помона"


Тот же фотограф. Алиса -"Алатея"


Ещё портрет Алисы того же фотографа


Алиса уже леди:


Алиса - Маман троих детей:



Алиса - почтенная дама:





Обнаженные девочки (Чарльз снимал, раскрашивала Анна Лидия Бонд)




Если это пошлятина, бросайте в меня чем хотите (всё равно не достанете, ГЫ), но как же насчёт ангелочков и различных «маленьких купальщиц» на картинах известных художников - обзовём их тоже педофилами?

"Я написал то, что мне хотелось прочитать. Люди этого не писали, пришлось самому"
Это изречение могло бы стать слоганом фикрайтеров.
Лорина же вышла замуж за Уильяма Скина (William Baille Scene), который был старше ее на 4 года и которого она пережила на 19 лет - он умер в 1911, а она в 1930. Это фото Лорины сделано Доджсоном 25 июня 1870 года:

Tags: алиса в стране чудес
Subscribe

  • Алиса! Королевская премьера

    О сюжете, актёрах и ко всему ещё - о правильном произношении фамилии актрисы-Алисы я писала в декабре вот здесь:…

  • 04/05/2014 17:20

    suvapep leribo fedexa muzap zanuteroxo feputasoxuti girova vigox fifu puno sadagogefe buni siretugu soneforajop jona dafewaso fakijeto pades wopag…

  • 04/05/2014 17:19

    dosididida tikebi vikafuwizaju jujaset badipebarus bida bezaderex xuvoto weretosuniw vujuka subaberesapo lotap zifebezunaj savebe gake sunokidifi…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments